Венчурные инвестиции: особенности, география и интересы 2019 года
Венчурный капитал — финансовый инструмент, позволяющий заработать на инвестициях в высокорисковые технологические компании. Основной принцип VC для всех одинаков: фонд распределяет капитал по десяткам перспективных проектов, осознавая, что большинство окажутся неуспешными. Зато те, кто добьется успеха, не только с лихвой покроют убытки, но и принесут инвестору прибыль в 10 и более раз от размера первоначальных вложений. Но вот объемы инвестиций, оценка компаний и предпочтительные стадии могут сильно различаться от региона к региону.
Особенности.
Такой капитал привлекают стартапы. У таких компаний нет истории или залога под кредит, поэтому венчур становится одним из немногих вариантов привлечения средств. Цель таких инвестиций — выйти из компании, продав свою долю и при этом получив значительную прибыль. Идеальный вариант для инвестора — выход компании на IPO, но это сложно. Другой путь — продажа своей доли другому инвестору по цене, намного превышающей первоначальное вложение, или продажа стратегическому инвестору. Венчурный капитал неликвиден, а такие вложения всегда очень рискованны. Возврата инвестиций придется ждать 3–5 лет, иногда — дольше. Однако при удачном выборе компаний для финансирования доход будет значительным, поэтому инвесторы и вкладываются в такие высокорисковые активы. Большинство венчурных фондов создается в форме партнерства с ограниченной ответственностью. У фонда есть генеральный (управляющий) партнер и limited partners — инвесторы, которые вложили свои средства непосредственно в фонд. Генеральный партнер основывает VC-фирму и впоследствии руководит всей операционной деятельностью фонда (как управляющий партнер). Он лично принимает решение о том, в какие проекты инвестировать, организует саму инвестицию и выход из нее. А вот limited partners — пассивные инвесторы — не принимают участия в подобных решениях, но могут оказывать влияние на генерального партнера через участие в наблюдательном совете. Генеральный партнер разделяет риски с другими партнерами и инвесторами, вкладывая, как правило, от 1% до 5% от общего объема инвестиций. За свое менеджерское и инвесторское участие он получает два типа вознаграждения:
· Первый — management fee, плата за управление. Чаще всего это 2% в год от объема фонда, иногда 2,5%, в суперфондах — 3%. Эти средства покрывают операционные расходы венчурной фирмы.
· Второй тип вознаграждения — участие непосредственно в прибыли фонда, carried interest. Чаще всего это 20%. Причем сначала необходимо вернуть средства всем партнерам, которые проинвестировали в фонд, и только потом прибыль делится между general partner и limited partners.
Инвестор вкладывает деньги в фонд, но это происходит поэтапно. Обычно средства поступают частями, в зависимости от объема доли инвестора в фонде. Этой долей он участвует в инвестиции в конкретный проект. Генеральный партнер сообщает, какую сумму и когда следует перечислить, на какой проект будут направлены эти средства, и затем уже инвестор совершает транзакцию. Это называется capital calls. Срок жизни фонда (и, соответственно, период возврата инвестиций) может составлять 5–7 лет, 10 лет. В некоторых случаях он продлевается на 1–2 года. Все зависит от того, каков фокус инвестиционного фонда и на каких стадиях развития компании он инвестирует.
Есть категория “вечнозеленых” фондов (evergreen). Такой венчурный фонд использует прибыль, полученную от инвестиций, реинвестирования в новые проекты. Задача генерального партнера — найти такие инвестиционные проекты, которые могут обеспечить прибыль, в 10 раз превышающую инвестиции по объему (10X). Далеко не все компании действительно это сделают. Обычно 3–4 проекта из десяти проваливаются, еще 3–4 приносят небольшую прибыль и позволяют инвесторам вернуть средства. Успешными становятся 1–2 проекта из десяти, и именно они дают основной объем прибыли. В целом, средний коэффициент в 2,5–3X считается хорошим показателем прибыльности фонда, 5X — успешный фонд. Некоторые фонды показывают результаты в 10X и более. Еще один важный показатель — годовая доходность. Она высчитывается, исходя из объемов дохода и сроков инвестиций. Хорошей считается годовая доходность на уровне 25–30%. Есть пример, когда один проект принес фонду доходность в 914% годовых.
Стадии инвестирования
Самая ранняя стадия инвестирования — pre-seed, но венчурные фонды обычно на этом этапе не инвестируют. Фонды, сфокусированные на ранних стадиях, чаще начинают с series seed. Это стадия, когда команда работает над созданием прототипа и запускает MVP (минимальный жизнеспособный продукт), начинает делать первоначальные продажи. Средний размер раунда $1–2,5 млн.
Инвестиции series A направлены на достижение product/market fit. Это означает, что у компании уже есть продукт, есть активные продажи. Средний размер series A round — $13 млн. Это две самые высокорисковые стадии, но и возможности для заработка инвестора здесь велики.
Далее следуют series B, С, D — масштабирование бизнеса, выход на IPO. Это крупные раунды с меньшими рисками и меньшими возвратными инвестициями. Чтобы находить действительно перспективные проекты для инвестирования, партнеры фонда активно строят сеть контактов. Нетворкинг строится на посещении большого количества профильных мероприятий. У венчурных капиталистов принято делиться контактами и проектами. У фонда всегда есть информация о хороших проектах, которые по какой-то причине ему не подходят (например, фонд не работает с определенным рынком или направлением деятельности компании). В таком случае партнеры могут порекомендовать проект другим участникам венчурного рынка.
Чем активнее и грамотнее фонд строит нетворк, чем лучше у него репутация, тем больше “пассивных” предложений он получает. Но такой фонд не инвестирует в проекты, которые пришли извне. Финансирование получают либо компании, которые партнеры фонда нашли самостоятельно, либо те, кем заинтересовался кто-либо из знакомых инвесторов либо те, кто пришел к ним по рекомендациям от своего круга контактов. Прежде чем инвестировать в “приглянувшийся” проект, фонд проводит внутренний анализ и консультируется с экспертами из своего нетворка. Возможность проконсультироваться с более опытными (в определенном вопросе) специалистами — важное преимущество развитой сети контактов. Партнеры фонда могут получить ответ от них в течение одного-двух дней. И это дополнительно страхует от рисков всех участников фонда.
Активность и выход из инвестиции
Всех инвесторов можно условно разделить на два типа:
1) Пассивные инвесторы. Они помогают компании только деньгами, а затем занимают пассивную выжидательную позицию.
2) Активные инвесторы, предоставляющие smart money. Они принимают активное участие в операционной деятельности компании. Если это лидирующий в раунде фонд-инвестор, он получает место в совете директоров проекта.
Чтобы быстро привлечь крупные инвестиции, партнеры собирают пул релевантных инвесторов, в котором могут быть десятки имен. Партнеры фонда знают, чем заинтересовать каждого конкретного инвестора. У фаундеров старт ап компании такой информации обычно нет, поэтому им сложно быстро привлечь инвестиции самостоятельно: даже если фаундеры готовы искать всю необходимую информацию, им может просто не хватить времени, компания обанкротится.
Последний важный вопрос — выход из инвестиций (exit). Фонды постоянно ищут exit opportunities, главное для них — меньше времени и больше прибыли. Нужно знать не только других инвесторов, но и потенциальных участников (организаторов) размещения на бирже (IPO), советников, работающих в определенных направлениях. Есть, например, generic brokers, есть те, кто специализируется на e-commerce, и так далее. В каждом направлении нужно иметь контакты. Невозможно просто найти подходящую компанию в интернете, написать письмо и получить выход на IPO. Здесь работает только личный персональный подход. А для этого нужны контакты. Именно выстроенная сеть контактов — главная “суперсила” фонда. Нетворкинг определяет успех каждого этапа, от поиска и оценки проекта до преодоления кризисов и удачного выхода из проекта. Выбор фонда с хорошей репутацией — путь к успеху как для стартапов, так и для инвесторов
Венчурный капитал: США
Северная Америка в целом — самый «горячий» технологический рынок в мире. Венчурных фондов здесь более полутора тысяч: в National Venture Capital Association к 2017 году насчитали 1562 существующих фонда. Классифицировать фонды можно по объемам вложений и стадиям инвестирования. Так, крупные венчурные фонды вкладываются в проекты, выходящие на IPO. Для США на этой стадии характерны чеки в $100–500 млн. Встречаются и более крупные сделки, чаще — при одновременном участии нескольких фондов. В числе фондов, нацеленных на финансирование на поздних стадиях — General Atlantic, Silver Lake Partners и другие. Другой тип — фонды, инвестирующие на тех же стадиях, но со средним чеком в $10–30 млн. В этом сегменте высокий потенциал роста доходности, но объемы более доступные, таких фондов больше. Самые известные имена вроде Sequoia Capital, Andreessen Horowitz и Khosla Ventures работают именно в этом сегменте. Крупные фонды могут инвестировать и на более ранних стадиях. Однако есть институции, сфокусированные конкретно на seed-раундах и series A. Это Benchmark, First Round Capital. Отдельно нужно отметить известные акселераторы (Y Combinator, 500 Startups), на уровне которых существуют объединения бизнес-ангелов и ангельские фонды. Сама экосистема — самая активная в мире. Капитала на американском рынке больше, чем в других регионах. На каждой стадии есть десятки, а то и сотни фондов, соревнующихся за перспективные сделки. По этой причине и оценка проектов обычно выше. Даже компания, у которой еще нет готового продукта, за счет «звездной» команды и перспективной идеи может стоить $15–20 млн. Из-за оживленности рынок работает быстрее. В среднем американский фонд тратит меньше времени на одну транзакцию, чем, к примеру, европейский.
Венчурный капитал: ЕВРОПА
Главное отличие европейского рынка от американского — в том, что на этом рынке почти нет участников, которые инвестируют $100–500 млн и больше. Большинство известных фондов работают со средним чеком в $10–20 млн и фокусом на series A round. Немало и успешных seed-фондов. В каждой стране есть региональные фонды, но есть и те, кто работает сразу в нескольких странах или в Европе в целом. Например, фонд Coparion работает исключительно в Германии. А вот Global Founders Capital, DN Capital, Lakestar, Holtzbrinck Ventures и Point Nine Capital — международные фонды, работающие в том числе в Европе. Характерная особенность европейского рынка венчура — более широкое распространение частных клубов для инвесторов, которые обычно работают на базе венчурных фондов. Больше всего таких клубов в Швейцарии, Германии и Италии. Такой клуб позволяет принять участие в раунде начинающим инвесторам, не располагающим крупными суммами и специализированными знаниями в области инвестирования в технологические проекты. Участники инвестируют совместно с фондом-основателем. Если для инвестирования в фонд обычно требуется не менее $1 млн, то для участников клуба порог входа снижается до $10–25 тысяч. Европейский венчурный рынок менее развит, чем американский. Так, по данным MoneyTree Report за первые три месяца 2019 от PwC и CB Insights, в I квартале 2019 года в Северной Америке было заключено 1298 сделок на $21,9 млрд (почти половина мирового объема), а в Европе закрыли 593 сделки на $4,8 млрд — просто как пример для сравнения.
Европейский рынок более консервативен и более фрагментирован. Компании медленнее растут, но в процессе этого роста «сжигают» меньше средств. В итоге они быстрее выходят на прибыльность, нежели американские. В Европе фонды требуют корректировать работу таким образом, чтобы быстрее начать получать прибыль от проекта.
Венчурный капитал: АЗИЯ
Азия — относительно новый рынок: согласно оценке Blue Future Partners, в регионе активно работает 162 фонда. При этом интернет-население, с 260 млн в 2016 году вырастет до 480 млн пользователей к 2020 году. Объем рынка цифровой экономики увеличится с $30 млрд в 2016-м до $200 млрд в 2025 году. Учитывая такое активное развитие и перспективы роста, в регион «заходят» международные фонды и появляются локальные венчурные капиталисты. В числе игроков, пришедших с глобальной арены или работающих по всей Азии, можно назвать Sequoia, WI Harper Group, IDG Capital. Характерная особенность азиатского венчурного рынка — активное участие государства. Например, есть GIC Private Limited и Temasek Holdings, основанные правительством Сингапура, китайский Innovation Fund For Technology-Based Firms. Еще одна особенность — активное участие корпоративных фондов: например от Alibaba, Tencent, Softbank. В Европе и США корпоративный венчур гораздо менее активен. Хотя фондов, работающих в азиатском регионе, не так много, на местном рынке время от времени заключаются сделки, которые считаются очень крупными даже по американским меркам. Так, начиная с 2015 года компания Grab закрыла несколько многомиллионных раундов, а в 2017-м привлекла $2,5 млрд. Азиатский рынок стартапов и венчура развивается высокими темпами. В начале года Financial Times сообщала, что местный венчурный рынок по объемам почти сравнялся с американским ($70,8 млрд против $71,9 млрд) и в ближайшее время его обгонит.
В условиях постоянной смены рыночной конъюнктуры на мировых рынках капитала, ежегодно инвесторы встречаются с новыми вызовами. Все чаще инвесторы задаются вопросом, куда вложить деньги, чтобы сохранить капитал и не прогореть, а еще лучше приумножить свое состояние. Сегодня перспективы мировой экономики довольно туманны. Эксперты указывают на значительный потенциал роста и отсутствие перегрева на большинстве рынков, что делает общемировой кризис или рецессию маловероятными в ближайшей перспективе. Несмотря на это, торговые войны между крупными игроками, политическая нестабильность в некоторых регионах, колебания цен на нефть и прочие дестабилизирующие факторы оказывают негативное влияние на финансовые рынки. Поэтому согласно последним прогнозам МВФ рост мирового ВВП в 2019 замедлится и составит 3,5%. Эпоха стабильности в мировой экономике подошла к концу, так что инвестиции следует обдумывать более тщательно. Теперь коротко рассмотрим основные инвестиционные тренды и перспективные направления для инвестиций в 2019 году.
Инвестиционные тренды 2019 года: Американский рынок
Инвестиции в американский фондовый рынок в 2019 году являются достаточно рискованным предприятием. За прошлый год основной индекс американской фондовой биржи Dow Jones подешевел на 7,1%, учитывая мировую нестабильность, на бирже скорее будет господствовать негативная динамика. Аналитики Forbes считают, что, несмотря на то, что фондовой рынок может подняться в первом полугодии 2019 года за счет благоприятных экономических факторов, высокая волатильность на бирже все равно сохранится и резкие скачки котировок как вверх, так и вниз, будут продолжаться. По мнению авторитетного издания The Economist инвестирование в таких гигантов как: Google, Amazon, Netflix, Facebook и Tesla является лучшим вложением на американском рынке в 2019 году. Такой совет актуален только для краткосрочной перспективы, а не на несколько лет вперед, так как ситуация часто меняется молниеносно.
Инвестиционные тренды 2019 года: Европейский и азиатский рынок
И все же, большинство экономических аналитиков сходятся на той мысли, что делать вложения в американский или европейский рынок сейчас невыгодно. За 3 квартал 2018 года экономика еврозоны выросла всего на 0.2%. Этот минимальный показатель за последние 4 года, аналогичная ситуация существует в японской экономике. Эксперты советуют инвесторам обратить внимание на развивающиеся страны, в особенности Индию и Китай. Рост экономики КНР составил 6,6% в 2018 году, а согласно прогнозу Всемирного банка, к 2030 году эта страна станет мировом экономическим лидером. В первую очередь, стоит обратить внимание на китайскую ИТ-индустрию, за первое полугодие 2018 года по данным издания Tech in Asia китайский ИТ-сектор привлек инвестиций на $43 млрд, а по предварительным оценкам за весь 2018 год этот показатель достигнет более $80 млрд. В свою, очередь Индия с 7,5% роста ВВП обогнала Китай в 2018 году. Рост зарплат в КНР привел к тому, что инвесторы активно выводят свои производства в регионы с более дешевой рабочей силой, в первую очередь Индию, Филиппины, Вьетнам, Бангладеш и другие страны Южной Азии. Инвесторы активно инвестируют в инфраструктурные проекты и производство на территории этих государств. Ранее в исследовании «Лучшие страны для размещения производства», в котором рассматриваются страны, в которые сегодня стремятся иностранные инвесторы для развития или переноса своих производств — вышеуказанные страны в приоритетах.
Join the chat — https://t.me/joinchat/AAAAAE84vCXg5PK-VpHADg
Sergey Golubev (Сергей Голубев)
EU structural funds, ICO/STO/IEO projects, NGO & investment projects, project management, comprehensive support for business